Кризис первого года жизни ребенка

К концу первого года самостоятельность младенца резко возрастает, он уже умеет стоять и делает первые самостоятельные шаги. Свобода передвижения делает малыша независимым, он бегает, хватает и бросает все, что попадается ему на глаза, пробует всё на вкус.

Стремление малыша к независимости часто выражается в капризном поведении, он протестует против управления собой и пытается управлять взрослыми сам. Ребенок хочет сам решать куда ходить, что делать и одевать и т.п. При отказах и непонимании малыш начинает закатывать истерики. Годовалый ребенок неожиданно может превратиться из спокойного малыша в капризного. Именно этот момент называется кризисом первого года жизни и является переходным периодом от младенчества к раннему возрасту.

Кризисный период был исследован психологами, установлено, что у детей от 10 до 15 месяцев наблюдались резкие изменения в поведении, которым характерны следующие характеристики:

1) «Трудновоспитуемость» – ребёнок упрямый, настырный, непослушный, требует больше внимания и т.п.

2) Резкое увеличение действий – попытки самостоятельности во время обычных процедур: кормление, одевание, игры и т.п.

3) Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых – недовольство, обидчивость, агрессия, направленная на предметы и близких взрослых.

4) Противоречивое поведение, например ребенок просит о помощи, но тут же отказывается от неё.

5) Много капризничает.

Кризисный период охватывает все сферы жизни ребенка, но в особенности – предметная деятельность. Ребенок стремится делать все сам, даже если не умеет. Также ребенок становится очень избирательным в отношениях с различными взрослыми: к посторонним взрослым ребенок недоверчив и испытывает неприязнь, с близкими взрослыми ребенок порой агрессивен и требует больше внимания.

Резюме.

У малыша меняется отношение к себе, он стремится отстоять свою независимость, своё право на самостоятельность, всё это выражается в капризах, обидах, протестах против взрослых, в требованиях выполнения его желаний.

Результатами кризисного периода является то, что у ребенка появляются собственные желания, независимые от взрослого, из-за возросших способностей, и как следствие первых запретов взрослого. Чем больше взрослый запрещает, тем это больше мотивирует ребенка на действия, это делит пространство на две части: доступное и недоступное.

Неудовлетворенные желания, становятся стремлениями, которые становятся очевидными самому ребенку, он их узнаёт. Малышу становится важно отношение взрослого к конкретным действиям, к его успехам или неудачам. Если взрослый не поддерживает и не оценивает действия ребенка, то это может сказаться на самостоятельности и активности ребенка. Малыш нуждается в постоянной поддержке, отсюда и появляется повышенная чувствительность к порицаниям и поощрениям, повышенное требование внимания к себе.

Ориентация ребенка на оценку взрослого является качественным преобразованием кризиса первого года.