Воспитание через музыку – важный элемент образования

Кто-то из великих людей сказал, мы восхищаемся человеком, который умеет щедрой рукой посеять зернышко гармонии в душе детей средствами музыки. Счастлив тот педагог, который может разговаривать с душой ребенка благодаря искусству.

Современные музыкальный руководитель и воспитатель во время музыкальной деятельности ориентируются в целом на программный репертуар для детей, но в то же время активно пытается его обогатить новейшими достижениями из различных публикаций, из живого опыта коллег, из недавно услышанного из телепередач, радио и проч. Кажется, поиск такого репертуара подчиняется гуманной цели — обновлению содержания музыкально-театрализованных развлечений, праздников, музыкальных занятий. Но, к сожалению, за неимением времени вне поля зрения педагогов, а, следовательно, и детей остаются замечательные, педагогически направленные детские песни, мелодии, игры, хороводы с действующих программ, с некоторых древних, но актуальных для современности изданий. Они не входят в обиход малышей, не становятся их друзьями, детскими, так сказать, шлягерами, не побуждают их как эмоциональный сигнал, например к добрым поступкам и выполнения некоторых поручений. Через такие реалии детей лишают общения со значительным количеством музыкальных произведений, оказывается незадействованным огромный воспитательный потенциал искусства!

Как установить благоприятный для воспитания дошкольника баланс между устоявшимся, программным, проверенным временем и новым дополнительным, нередко временным (одновременно качественно хорошим) детским репертуаром? Есть ли такой вариант решения, который может стать оптимальным для сегодняшнего дня?

Воспитателю следует начинать такую традицию в работе с детьми, начиная с групп раннего возраста. Например, петь в быту песни, с помощью которых повседневные повторяющиеся действия (мытье рук, одевание, подготовка к прогулки и т.п.) станут для детей привлекательными ритуалами. Уместными здесь станут песни: «Мишка идет на прогулку» и «Мишка пришел с прогулки»; «Весело шагаем»; «Мы научились ходить»; «Все ребята любят мыться» и тому подобное.

Под звуки «Грустной песенки» П.И. Чайковского дети превращаются в деревья прощаются со своей листвой. Печальные, преисполненные глубокой любви звуки наполняют светлым грустью ветви деревьев, делают их движения мелодично-пластичными и мягкими. Музыка помогает войти в образ, почувствовать настроение природы. Под музыку А. Вивальди «Времена года» дети закрывают глаза и видят цвет музыки. Это упражнение помогает детям установить связь между музыкой и цветами, явлениями природы, ее настроением.

В целом работа опытных педагогов с детьми раннего возраста убедительно доказывает, что самые влиятельные средства воспитания и организации жизнедеятельности малышей — эмоциональные, среди которых первыми являются музыка, общение, движения, игра, игрушка. Многие из воспитателей убедились в успешности, правомерности, целесообразности использования средств музыкальной деятельности в повседневной педагогической работе.