Подросток не хочет учиться – причины и советы родителям

Многим родителям знакома ситуация, когда до 6-7 класса ребенок неплохо учился, потом вдруг ему стали неинтересны уроки и безразличны оценки. Он может часами сидеть за компьютером, лежать на диване, слушая музыку, или пропадать из дома. Каждый год эта «болезнь» заражает новых подростков.

Что делать? – вечный вопрос, которым задаются многие поколения взрослых.

Причины отсутствия заинтересованности в учебе
Психолого-педагогическая наука выделяет 2 группы факторов – физиологические и социальные.

Физиологические проблемы
Половое созревание и бурный физический рост, порождающий проблемы с сердцем, а также смена эмоционального фона ведут к тому, что подросток становится раздражительным. Он нервничает по незначительному поводу и не может успокоиться.

Рост мышечной массы не успевает за ростом костей, из-за чего ребенок переутомляется и испытывает постоянную усталость. Наблюдаются спазмы и боли в сердце, мозг не получает достаточно кислорода. Появляется рассеянность, затормаживаются психологические процессы, затрудняется восприятие и память. В таком состоянии усвоение учебного материала дается нелегко.

Социальные факторы
Физиологические проблемы порождают социальные. Невозможность контролировать эмоции ухудшает взаимоотношения со сверстниками и учителями. Неумение решать конфликты заставляет подростка избегать их, пропускать школу. Потребность в общении и желание быть понятым может привести его в плохую компанию.

Подростковый возраст – период переоценки ценностей. Если перед глазами пример того, как образованный человек не нашел своего места в жизни, а бывший двоечник стал успешным, то мотивация к учебе резко снижается.

На успеваемость школьника влияют проблемы в семье: отсутствие комфортных условий, рабочего места, принадлежностей, конфликты между родителями. Одинаково вреден как тотальный контроль, так и попустительство, когда родители не интересуются школьной жизнью ребенка.

Желание учиться пропадает из-за гиперактивности, чрезмерного увлечения гаджетами или из-за нагрузок, когда помимо школы ученик посещает разные кружки и секции.

Что советуют психологи
Выявление причин – первый шаг к решению проблемы, от них зависит механизм конкретных действий родителей. Психологи рекомендуют начинать с простых и очевидных вещей.

Обеспечьте правильный режим дня, в котором труд чередуется с отдыхом, ежедневными прогулками на свежем воздухе – пробежка, езда на велосипеде, чтение книжки в парке. Пусть школьник выполняет домашние задания только после полуторачасового отдыха после школы.

Обеспечьте ребенку хороший сон – не менее 8-9 часов в сутки в удобной постели и проветренной комнате. Никаких триллеров и поздних отходов ко сну.

Создайте комфортные условия и правильно организуйте рабочее место для домашних заданий. У ребенка должно быть личное пространство, отдельная комната или хотя бы свой уголок.

Наблюдайте за ребенком для определения его интересов, которые могут стать мостиком к заинтересованности учебным предметом. Он должен утолить возрастную жажду – познание себя. Подкиньте ему книжки о современных подростках, которые будут понятны и близки. Расскажите ему о собственном взрослении без прикрас. Ищите стимулы для обучения ребенка. Поощрением за успехи в четверти может быть посещение рок-концерта, поход на байдарках, поездка на конкурс или покупка компьютера.

Если причина нежелания учиться в конфликте с одноклассниками или учителем, который не разрешается, стоит подумать о смене классного коллектива или школы.

При проблемах усвоения конкретного предмета нужно постараться ликвидировать пробелы, самостоятельно занимаясь с ребенком. Сейчас есть много обучающих онлайн программ. Если позволяют материальные возможности, наймите репетитора.

Ежедневно беседуйте о школьной жизни подростка, проявляйте интерес и терпение, даже в ответ на дерзость. Приводите примеры плюсов обучения и перспектив: интересная и высокооплачиваемая профессия, работа за рубежом и карьерный рост.

Учитесь слушать и слышать ребенка, доверять ему, будьте откровенны, уважительно относитесь к его идеям, рассуждениям, хвалите и находите за что. Главное: любите своего сына или дочь таким, какой он есть, показывайте, что вы верите в него и всегда будете на его стороне.

Что нельзя делать родителям
Порой родители выбирают неправильную тактику, предпринимают шаги, которые могут усугубить ситуацию с учебой.

7 серьезных ошибок, которых не стоит повторять:

Ругать за плохие оценки, возмущаться, кричать, стыдить и пугать.
Наказывать, особенно физически, лишать компьютера, интересных для ребенка дополнительных занятий.
Препятствовать общению с друзьями, настраивать против них и запрещать приглашать их домой.
Предъявлять завышенные требования и упрекать в неоправдавшихся надеждах.
Сравнивать с более успешными детьми.
Обвинять школу, учителей, одноклассников и современное общество.
Нужно ли давать полную свободу
На этот вопрос каждый родитель должен ответить самостоятельно. Не стоит забывать: полной свободы не бывает. Позиция – «не хочешь – не учись» – признак безразличия и отсутствия желания прилагать усилия. Во всем, в том числе и в степени свободы, должна быть мера.

Подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Создайте ему это ощущение, контролируйте ненавязчиво и неунизительно. Установите подростку границы, определите правила и дайте возможность выбирать. Тогда у него закрепится стойкое понимание, что свобода – это осознанная необходимость. А учеба – тяжелый, но необходимый труд.